|
Главная » 2010 » Июнь » 17 » Жизнь на Марсе
|
О том, что на Марсе, возможно, существует жизнь, свидетельствуют
научные данные, опубликованные недавно, и это породило дискуссии в
самых разных кругах общества. Перспектива существования внеземной жизни
особенно интересна теми косвенными выводами, которые она позволяет
сделать в области религии.
Но пока мы размышляем над этим феноменом и обсуждаем его многочисленные косвенные выводы, возникают
интересные вопросы. Например: нет ли каких-либо упоминаний о жизни на
других планетах в древних мудрых книгах и священных текстах? И – что,
возможно, еще более актуально: продиктован ли поиск внеземной жизни
просто любопытством, или же он существенно важен для нас, землян?
Как
ни удивительно, но именно этот вопрос однажды детально обсуждал
Любавичский Ребе Менахем - Мендл Шнеерсон – высший религиозный
авторитет и провидец наших времен. Ребе прославился как своим
глубоким знанием Торы и Талмуда, так и своими познаниями в светских
науках, – ведь он закончил Берлинский университет и Сорбонну. Он
проявлял огромный интерес к событиям своего времени, к достижениям в
сфере науки и в своем неподражаемом стиле разъяснял как личностные, так
и практические аспекты любого спорного вопроса.
Летом 1969
года после второй высадки американских астронавтов на Луну Ребе
коснулся темы о возможности жизни на других планетах. Повторяя вновь
свой фундаментальный тезис о том, что Тора, то есть Библия, – это
духовный чертеж Вселенной, Ребе разъяснял: если покопаться, то именно в
Библии можно найти намеки или даже прямые ссылки на современные научные
открытия. Ведь наука, в сущности, раскрывает Божественные тайны
природы, которые в скрытом виде существовали с тех самых пор, как был
создан мир.
Что касается внеземной жизни, то именно Библия
совершенно четко говорит о ее возможности и даже – о ее реальности.
Так, в главе 5 Шойфтим – Книги Судей пророчица Девора поет хвалу Г -
споду за то, что Всемогущий помог Бараку одержать победу над его врагом
Сисрой: «Звезды с путей своих сражались с Сисрою» и продолжает:
«Прокляните Мэйроз, – сказал посланец Г - сподень, – прокляните,
прокляните жителей его, ибо не пришли они на помощь Г - сподню, на
помощь Г - сподню среди героев» (стихи 20, 23).
Кто такой
Мэйроз? В Талмуде – авторитетном устном толковании библейских текстов,
– высказывается мнение, что Мэйроз – это планета (трактат «Моэд котн»,
16а). Значит, слова о «жителях Мэйроза» – это указание на существование
жизни на другой планете.
Контекст, в котором имеется
упоминание о Мэйрозе, вынуждает Талмуд определить его как планету (а не
как соседний город), так как этому предшествует стих: «Звезды с путей
своих сражались с Сисрою». Следовательно, под Мэйрозом подразумевается
небесное тело, обитатели которого не пришли на помощь Бараку.
Ребе
М.-М. Шнеерсон разъяснил и необходимость сделать личные выводы в
случае, если удастся обнаружить внеземную жизнь. Послание Ребе о том,
что все новейшие научные открытия следует использовать для
конструктивного личного роста, может быть истолковано и применительно к
поискам жизни на других планетах.
Считая, что любые научные
открытия должны быть использованы для конструктивного развития
личности, Ребе применил этот тезис и к поискам внеземной жизни на
других планетах. Это будут – по мнению Ребе – какие-то иные формы
жизни, но только не человек! Такой постулат был основан на содержащемся
в Торе утверждении о том, что человеку дана способность выбора между
добром и злом, однако эта способность дана исключительно землянам –
Адаму и Хаве. Все другие создания следуют «программе», заложенной в их
природу.
Законы природы (если их не коснулась рука человека)
поддерживают равновесие в природе. Человек же – уникален, потому что
ему дана свобода воли и дана Тора, то есть Б-жье слово и Б-жий закон!
Опираясь на Тору, человек отличает добро от зла.
Далее Ребе
М.-М. Шнеерсон объяснял, что человек – это «центр» мироздания, венец
творения. Однако не обязательно человек таков в космическом смысле, но
он является таковым по своим качествам! Ибо человек в силах подчинять
себе природу и влиять на ее развитие либо конструктивно, либо
деструктивно. Таким образом, если будет обнаружено существование жизни
на других планетах, то это, по убеждению Ребе, лишь увеличит нашу
ответственность: обязанность защищать, совершенствовать и возвышать всю
Вселенную и все составляющие ее элементы – минеральное, растительное и
животное царство. А тем самым – и преобразовывать их, направляя в
каналы, по которым течет Б-жественная энергия, дабы жизнь стала и
лучше, и добрее.
Каждый человек, – утверждал Ребе, – это
микрокосм Вселенной и мириада ее составляющих. Человек – это маленькая
вселенная, а Вселенная – это большой организм. Мы и окружающий нас мир
взаимосвязаны и взаимозависимы. Каждый из нас, совершенствуясь,
способствует тому, что мир поднимается на более высокую ступень. И
потому – чем больше размеры космоса и галактик, тем больше у нас
возможностей понять самих себя.
В процессе свойственного людям
вечного стремления познать неизвестное, сопряженного с новыми
замечательными открытиями, нас поражает благоговейный страх перед Б -
жественным разумом, который приводит в движение этот великий замысел, –
пояснял Ребе. – И тем глубже мы осознаем доверенное нам могущество:
освятить мир, в котором мы живем, путем интеграции внутреннего и
внешнего космоса.
Само собой разумеется, человечество и впредь
будет продолжать поиск другой жизни в галактиках. В человеческой
природе органически заложено стремление знать: кроме жизни на земле,
существует ли другая жизнь, и какова она? Летом 1969 года
Любавичский Ребе просил нас понять более глубокое значение этого
непрестанного и нескончаемого поиска. Прослеживаясь еще в библейские
времена, этот поиск должен в каждом из нас рождать большее сочувствие
ко всему сущему и желание сохранить жизнь вокруг нас – и близкую, и
далекую. . .
|
Категория: Наука и техника |
Просмотров: 1224 |
Добавил: RomSem
| Рейтинг: 2.0/1 |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|
|
|